Детские программы: растем с «Английским клубом»

Преподаватель английского у детей Скиндерева А.Н.Многие родители задумываются над тем, как обучить ребенка английскому языку – с какого возраста лучше начать, какую методику выбрать. Ведь знания английского расширяют границы общения, кругозор и возможности будущего карьерного роста. В «Английском клубе» уверены, что чем раньше ребенок начинает изучение иностранного языка, тем легче он ему дается. Именно поэтому родители выбирают программы для малышей от 1,5 лет. В чем особенность таких занятий – рассказала помощник академического директора по обучению детей 1,5-5 лет Алена Скиндерева.

  Алена Николаевна, почему «Английский клуб» взялся за обучение малышей?

– Первую программу для детей от 1,5 лет мы ввели три года назад. Она называется Mom and Baby («Мама и малыш»), то есть на занятии присутствует ребенок и взрослый. Наша цель не столько обучить иностранному языку, сколько научить общаться на нем, дать ребенку возможность понять, что английский – это тоже язык общения. На занятии мы разговариваем, играем, поем песенки, показываем сценки, смотрим познавательные мультфильмы. При этом весь процесс обучения происходит только на английском языке. Малыши быстро привыкают к иностранным словам и пытаются осознать речь говорящего.

– Но в этом возрасте они еще родным языком владеют не в полной мере. Как же тогда они понимают?

– Как ни странно, но занятия выстраиваются на уровне понимания. Это называется погружением в среду. Ведь ребенок не рождается сразу со знанием русского языка, он постигает его в первые годы жизни. Как выстраивается процесс общения с маленьким ребенком: «Какие у тебя красивые сапожки, они красные. Давай их наденем на ножки – на правую ножку, на левую». То есть в диалоге мы помогаем ребенку освоить цвета, части тела, предметы и так далее. Все то же самое мы говорим на английском языке. Например, есть персонаж кот Cookie , мы произносим, что это кот, что он умеет говорить «мяу». Затем мы собираем пазл с изображением кота, играем в прятки с игрушкой, проигрываем простейшие диалоги. Все это приводит к тому, что когда перед ребенком лежит несколько игрушек, ему говоришь «give me a cat», он подает именно картинку с котом.

Кстати, у детей феноменальная память. Малышам достаточно показать картинки один раз, и они сразу запоминают название. Можно даже игры не проводить, что мы обычно делаем с детьми старшего возраста, чтобы проговорить слова несколько раз. Занятия английским языком как раз помогают хорошо развить память.

– Родители, которые водят ребенка на занятия, должны знать английский?

– Предполагается. Когда мы только начинали эти программу, у нас даже был дополнительный фонетический курс для родителей. Мы на каждом занятии даем домашнее задание, там написаны слова урока, фразы, стихи, песенки. Важно, чтобы родитель мог правильно повторить слова на иностранном языке. Ведь научить всегда легче, чем переучить.

Но бояться родителям не нужно. На занятиях проводится много хоровой работы, слова произносятся несколько раз, поэтому правильное звукопроизношение формируется уже в стенах школы.

Многие родители спрашивают: «Как вы будете объяснять ребенку, что этот звук произносится так, а этот так?». На самом деле мы не будем объяснять. Весь секрет – в имитации. Дети любят подражать, они повторяют звук, расположение языка так, как показывает учитель. Стоит отметить, что у ребят, которые у нас проучились, начиная с 1,5 лет, проблем со звукопроизношением нет, им все дается легко.

– Сколько по времени идут занятия, не устают ли малыши?

– С детьми от 1,5 лет мы занимаемся два раза в неделю по 45 минут. Никакой усталости у малышей нет, даже если они приходят после детского сада. В этом возрасте детки очень любопытны, им нужно все пощупать, потрогать, поэтому на занятиях мы и салат режем, когда овощи изучаем, и игрушки купаем, когда тему бассейна проходим. Малыши не сидят на месте, постоянно происходит смена деятельности. Это плюс и для родителей – ведь все игры можно без труда повторять дома.

Такие занятия способствуют не только развитию ребенка, но и укреплению взаимоотношений между малышом и родителем. У них появляется общее дело, они учатся лучше понимать друг друга. 

– А как выстраиваются занятия для детей с четырех лет?

– Там уже ребята занимаются без взрослых. Им самим нравится собственная самостоятельность, поэтому они без проблем отпускают мам и с удовольствием занимаются в группе.

Мы применяем беспереводной метод обучения, то есть ребенок сразу думает на английском языке. У него нет мучительного мыслительного процесса выстраивания фразы на русском, а потом на английском. С этим, как правило, сталкиваются взрослые, когда начинают изучение иностранного языка.

Занятия также проходят в игровой форме, происходит несколько смен деятельности. Дети даже не замечают, что они учатся. Презентация слов идет всего пять минут, а дальше в ход идут игры, песни, сценки, показ познавательных мультфильмов.

Все это способствует развитию навыков аудирования и говорения. Самое главное, что на занятиях снимается языковой барьер. Это родители замечают, когда выезжают за границу. Если с детьми говорят на английском, они на английском и отвечают, сами того не замечая. Для них общение на другом языке становится естественным.

– А если у ребенка есть логопедические проблемы, ведь в этом возрасте дети еще не могут произносить все звуки?

– Меня этот вопрос всегда волновал, поэтому я специально закончила факультет коррекционной педагогики. Специалисты говорят, что есть всего два противопоказания для изучения иностранного языка с раннего возраста. Первое – когда у ребенка уже есть нарушение звука, и важно не закрепить его английским звуком. Второе – нарушение развития речи.

Во всех остальных случаях занятия английским языком только на пользу – это развитие памяти, пополнение словарного запаса, артикуляционная зарядка, которая способствует улучшению произношения, как на родном, так и иностранном языках.

– Существует много мультфильмов на английском языке или с элементами обучения иностранному языку. Могут ли дети с их помощью освоить иностранный язык?

– Да, их можно смотреть. У детей очень развита непроизвольная память. Многое они запоминают буквально на ходу. Но мультфильмы нельзя смотреть долго. На занятии мы включаем их максимум на полторы минуты, потом ребенок устает, ему нужно подвигаться, сменить обстановку.

Родителям также следует внимательно отнестись к выбору мультфильмов, потому что не все они качественные. Я встречала в своей практике видеоматериалы с ошибками, неправильным произношением, жуткими акцентами, поэтому обучение иностранному языку все-таки лучше доверить не телевизору, а педагогу.

– В «Английском клубе» есть предшкольная подготовка для детей от 5 до 7 лет. Детям в школе потом не скучно будет?

– Могу привести в пример своего ребенка. Учительница спросила: «Кто занимается английским дополнительно?». Сын поднял руку. На что преподаватель ответила: «Молодец! Продолжай заниматься дальше».

Дело в том, что в школьной программе не заложено столько времени на отработку слов, отдельных тем, как на наших занятиях. У нас задача за урок выучить пять слов, плюс фразы, все усилия направлены на это. В школе за 45 минут невозможно уделить внимание каждому ребенку. Им нужно выучить грамматику, штук 20 слов, да и группы там по 15 человек, в то время как у нас – 8-10. В школе упор делается на чтение, грамматику, а у нас на разговорный английский.

На занятиях с шестилетками мы не объясняем про вспомогательный глагол dо. Просто изначально задаем вопрос с ним. Дети запоминают это автоматически. Имея такую базу, проще понять грамматику. Плюс еще в том, что у детей нет страха говорить. Когда к нам приводят детей, которые уже начали изучать английский в школе, часто происходит так, что ребята знают, понимают, а сказать боятся, у них появляется страх допустить ошибку. При устном опережении изучения английского такого не происходит.

– Некоторые родители уже со второго класса нанимают детям репетиторов по английскому языку.

– Каждый сам решает, что для него эффективнее – индивидуальная работа или групповая. На мой взгляд, все зависит от добросовестности, ответственности и профессионализма преподавателя. В школе, государственной или частной языковой, над учителем стоят методисты, директор, качество образования проверяется строго. А при выборе репетитора опасность выбрать не совсем подготовленного преподавателя больше.

К тому же в группе, если ребенок сделал ошибку в слове, это слово снова повторяется всеми. Ребенок может даже не заметить, что он сделал ошибку, а учитель постарался, чтобы она была устранена, а самооценка ученика сохранена.

Еще одним показателем работы преподавателей «Английского клуба» является сдача экзаменов. Для детей в возрасте 8-ми лет мы предлагаем пробные кембриджские экзамены. Они помогают в игровой форме оценить четыре навыка – аудирование, говорение, чтение, письмо. Как проверяется, например, аудирование: дается раскраска, цветные карандаши. Включаем диск с пояснением на английском языке, что на картинке нарисована девочка, она держит книгу, эта книга синяя. Ученик должен раскрасить книгу в нужный цвет, и так далее.

Да, это пробные экзамены, но они помогают оценить уровень подготовки ребенка, определить сильные и слабые стороны в обучении, подсказывают педагогу, на чем следует акцентировать внимание.

Такая система обучения английскому языку детей разных возрастов позволяет сделать этот процесс максимально эффективным.

Читайте в нашем журнале

  • Английский с рождения
    Отвечаем на самые актуальные вопросы, волнующие многих родителей, которые считают изучение иностранного языка необходимым.
  • Вокальные и вокально-театральные программы для детей от «Английского клуба»
    Что на этот раз придумала профессиональная команда Клуба – рассказывает академический директор Ирина Рябова.
  • Как поддержать стремление ребенка к изучению иностранного языка
    Тесты YLE обеспечивают точную оценку языковых навыков ребенка