Английский с рождения

Практически каждый европеец считает обязательным знание даже не одного, а двух-трех иностранных языков. У ребенка не возникает сложностей с восприятием двух языков общения и свободного овладения ими. Как правило, сложности возникают у родителей. Мучаясь в раздумьях, когда же правильнее приступить к изучению иностранного языка, они теряют драгоценное время, тогда как ребенок дорожит каждой секундой, проведенной с мамой, готов играть в любые игры, впитывает все, и его познавательные способности поистине безграничны.

Мы хотим ответить на актуальные вопросы, волнующие многих родителей, которые считают изучение иностранного языка необходимым, но испытывают сомнения по поводу того, в каком возрасте и как именно начать «нагружать» им своего малыша. 

Малыш еще не говорит на родном языке – это проблема?

Если малыш еще не говорит на родном языке, то это еще одна причина начать изучение иностранного языка. Ваш ребенок непременно заговорит, а с помощью второго языка он это сделает намного скорее. И причин тому масса. Вы станете больше общаться с ребенком, может быть, пойдете на групповые занятия, где ознакомитесь с такими упражнениями и играми, о которых вы не знали, ребенок приобретет постоянный круг общения, а значит, и захочет сказать много больше.

Исследования доказывают, что дети могут изучать два и более языка одновременно, не испытывая межъязыкового конфликта. Им не надо ждать, пока они достаточно хорошо овладеют первым языком, чтобы начать изучение второго. 

Не помешает ли изучение иностранного языка овладению родным?

Напротив! Замечено, что интенсивное общение, которое сопровождает любые занятия, очень полезно для полноценного развития речи ребенка. Оно «питает» интеллект ребенка, учит его выражать эмоции, стимулирует мышление и логику. Вы не должны бояться, что ребенок «запутается» в языках. Вернее, это – величайшая удача, если в результате ребенок освоит иностранный язык наравне с родным.

 

Родители не владеют иностранным языком, как же обучать ребенка?

Это нелегко, но возможно. Если вы сами не против выучить язык – можете заняться этим вместе. Только без помощи профессионалов вам не обойтись. Такие занятия проходят в небольших группах, с малышами от полутора лет, в специально оборудованных классах. Занятия направлены не только на язык, но и на общее развитие ребенка, включают в себя пение, лепку, танцы, рисование, просмотр коротких мультфильмов и игры, развивающие мелкую моторику. Урок построен по принципу «мозаики», состоит из увлекательных занятий, которые ведутся на иностранном языке. 

Учитесь вместе – это весело!

Ребенок оценит ваши усилия, увидит вашу заинтересованность, заразится вашим азартом. Будьте ему примером и извлеките из занятий пользу для себя. Даже блестяще владея языком, вы наверняка откроете для себя очень много интересного. 

Как лучше заниматься – индивидуально или в группе?

По большому счету, рано или поздно малыш станет заниматься в коллективе, поэтому приобрести навык обучения в группе – совсем не лишнее. Это учит взаимодействию с преподавателями и детьми и дисциплинирует. Кроме того, даже если ваш ребенок замкнут и необщителен, на этих занятиях он, скорее всего, приобретет первых друзей и научится получать удовольствие от общения. Над развитием коммуникабельности надо работать, как над любым другим качеством, оно воспитывается именно в детстве, и совместные занятия – отличная возможность для этого.

Можно ли сочетать занятия в группе и индивидуальные?

Это просто необходимо. Овладение языком – длительный и сложный процесс, требующий постоянного закрепления пройденного материала. Совершенно необходимо индивидуально заниматься с ребенком, даже если мама просто озвучит свои действия по-английски или прочитает сказку. Очень полезно дать почувствовать ребенку, что иностранный язык – не что-то искусственное, а такое же средство общения, как и родной. Это очень хорошо проявляется в поездках за границу. Зачастую именно в них и происходит лингвистический «прорыв» ребенка.

Общие усилия педагогов и родителей обеспечат непрерывность процесса обучения, что требует постоянного участия родителей, которые должны заниматься с ребенком ежедневно. Любая, даже очень занятая мама может уделить 30 минут в день для занятий иностранным языком с ребенком. 

Готовимся к первому занятию в группе

Если ребенок замкнут и необщителен, будет правильнее подготовить его дома: психологически настроить на занятие, ознакомить с начальным набором слов, показать короткий мультик на английском языке, пояснив его содержание, прочитать короткую сказку, чтобы на занятии он чувствовал себя более уверенно.

Очень важно рассказать педагогам об индивидуальных особенностях ребенка, о том, что он любит, насколько усидчив, какие занятия он посещал до этого. Обратите внимание, есть ли в здании питьевая вода, где расположены туалетные комнаты, не жарко ли в комнате, где проводятся занятия.

Мы хотим, чтобы ребенку было комфортно, а это значит, что вам, возможно, придется принести сменную одежду, обувь и бутылочку сока. На первое занятие можно принести любимую игрушку и пусть ребенок немного о ней расскажет. Это поможет ему освоиться в непривычной обстановке, а игрушка будет «участвовать» в занятии наравне с малышом.

Малыш капризничает, отказывается выполнять задания

Нет единого рецепта поведения родителей в этом случае. Важно понять, чем вызвано беспокойство. Может, ребенок неважно себя чувствует или ему не нравится какое-то конкретное задание, а может, просто преподаватели не установили контакт с малышом, и он чувствует себя покинутым. В любом случае, ребенок имеет право на собственный выбор, и, если он не хочет выполнять какое-то конкретное упражнение, не стоит его заставлять. Пусть он просто понаблюдает, как его выполняют другие дети. А вы, в свою очередь, попробуйте предложить ребенку выполнить это упражнение дома, это поможет вам выяснить, что именно ему не нравится, и малыш будет уже увереннее чувствовать себя на занятии. Очень часто ребенок просто не очень знаком с предлагаемой игрой, не понимает задания, растерян и нуждается в разъяснении.

Однако имейте в виду, что освоение иностранного языка – это труд, и малыш может просто-напросто устать. Дайте ребенку отдохнуть. Пусть он отойдет в сторонку, попьет, посидит, наблюдая за занятиями со стороны. Иногда целесообразно раньше уйти с занятия.

Важно, чтобы вы всегда помнили главное: ваш ребенок еще очень мал, и то, что он осваивает что-то новое – это чудо, которое является результатом вашей совместной работы. Весь процесс освоения нового материала зиждется на интересе малыша, разрушить который очень легко. Ваш ребенок еще не понимает слова «надо» и имеет на это полное право. Лелейте природную любознательность ребенка и берегите ее как величайшую ценность. Она – главный двигатель развития малыша в данный момент. 

Учите учиться!

Навык самостоятельного освоения учебного материала – самое главное достижение ребенка на групповых занятиях. Если малыш невнимателен на уроке, что нормально и случается с каждым ребенком, ему нужна ваша помощь. Рекомендация принести любимую игрушку, о которой мы говорили выше, – направлена на успешную адаптацию малыша. Со временем вы оставите все игрушки дома, чтобы не отвлекать внимание детей.

Объясните ребенку, что он уже подрос, освоился, и преподаватель попросил не приносить игрушки. Удивительно, как легко дети принимают даже самые серьезные объяснения. В случае, когда ребенок отказывается расставаться с игрушкой, найденной на занятии, не стоит ее вырывать из рук ребенка, пусть лучше она станет полноправной участницей всех игр. Таким образом, внимание малыша будет верно направлено. Через этот этап проходят все начинающие ученики. Если ребенку в данный момент хочется во что-то поиграть, пусть поиграет. То, что он присутствует на занятии, – уже полезно. Через какое-то время он потеряет интерес к игрушке и обязательно захочет посмотреть, чем же все так увлечены.

Помните, что с каждым занятием выносливость малыша повышается. Кроме того, дети любят режим, и со временем ребенок, привыкнув к обстановке, перестанет противиться занятиям и будет воспринимать уроки как естественное продолжение дня. Чтобы легче включиться в работу, придумайте некий ритуал, который вы будете соблюдать перед каждым занятием. Таким образом, появляется элемент предсказуемости. 

 

Не торопитесь! Take your time!

Принцип, который следует соблюдать и в прямом, и в переносном смысле. Ребенок зачастую не терпит спешки и может расстроиться даже еще при выезде из дома, если чувствует, что мама торопится и нервничает, боясь опоздать на занятие. В результате и само занятие уже не приносит радости. Поэтому лучше заранее подготовить детскую одежду, собрать сумку и объяснить ребенку, что скоро вы поедете на урок.

То же правило касается и самого обучения. Спешка неуместна. Необходимо помнить, что освоение материала детьми столь маленького возраста идет постепенно, и результаты обязательно будут. Однако не стоит слишком нагружать малыша, вызывая тем самым отторжение. Будьте гибки и принимайте некоторые отклонения от занятий, предложенные ребенком. Пусть малыш осваивает ту лексику, которая ему в данный момент интересна, даже если она не совпадает с материалом, изучаемым в группе в данный момент. Придет время, и он освоит все, что должен.

Удовольствие от занятия – это MUST!

Причем, это касается и родителей тоже! Только радость общения, игры и атмосфера праздника, которой сопровождаются такие уроки, могут принести плоды. Расслабьтесь, улыбнитесь, радуйтесь успехам, смейтесь, веселитесь, играйте и пойте вместе с малышом.

Ведь язык – это, прежде всего, общение, следовательно, малышу должно быть приятно общаться. Он поймет, что его слышат, с ним считаются, а учиться – интересно! 

Заканчиваем занятие «на подъеме»

Одна из основных задач, стоящих перед родителями на данном этапе, – создать положительное отношение ребенка к иностранному языку, а это требует щедрой похвалы.

Причем, даже если малыш капризничал, отвлекался и, как вам кажется, урок прошел «впустую». Не стоит акцентировать внимание на негативных моментах поведения ребенка на занятии, лучше отметьте то, что вам понравилось, и похвалите ребенка именно за это – он обязательно запомнит, что порадовало маму, и постарается приятно удивить ее в следующий раз. Вспоминайте самые приятные моменты занятий и закрепляйте положительные ассоциации. Обязательно поделитесь с близкими успехами ребенка, причем в его присутствии – он будет рад, что вы им гордитесь. Обсудите с малышом то, что его особенно заинтересовало на занятии, причем по-английски. Нравится песенка? Можно спеть ее бабушке. Малыш принес аппликацию, которую сам сделал на уроке? Пусть расскажет о ней папе (конечно, по-английски).

Малыш иногда дает понять, что не хочет, чтобы к нему обращались на иностранном языке

Обычно это случается, когда родители настаивают на общении на иностранном языке, а малышу не хватает знаний для обсуждения темы, очень волнующей его в данный момент. Необходимо уважать желание ребенка и не вызывать отторжения к иностранному языку. Если в данный момент ему необходимо срочно получить ответ на волнующий его вопрос, и он хочет, чтобы этот ответ был дан на языке, которым он владеет лучше, немедленно переключайтесь на родной язык. Дайте ребенку понять, что вы рады, когда общение происходит на английском языке, но готовы уважать его желания и требования. В этом случае он не будет чувствовать себя «заложником» ваших амбиций, а выбор языка общения будет общим. 

Будьте настойчивы

Иногда родители испытывают отчаяние, когда малыш, как им кажется, освоил совсем немного. Не отчаивайтесь! От вашей настойчивости зависит будущее ребенка. Не требуйте немедленных результатов. Ребенок часто осваивает материал блоками, копит информацию и выдает ее только через некоторое время, когда его нервная система и мозг переработали материал, отложившийся в памяти. Это природный механизм, позволяющий осваивать большой объем знаний, его необходимо учитывать в работе с детьми. Только не думайте, что все усилия напрасны. Вероятно, уже очень близок момент, когда ребенок начнет пользоваться багажом знаний и поразит вас, превзойдя ваши ожидания.

Поверьте в своего ребенка!

Обучение сложному предмету в столь раннем возрасте требует от родителей и преподавателей мудрости и терпения, ведь обучение и воспитание неотделимы.

Уважайте интересы и желания ребенка, предоставляйте ему выбор каждый раз, когда это возможно, внимательно наблюдайте за реакциями малыша и исключайте негативные моменты из процесса обучения. А самое главное, любите своего ребенка и не скупитесь на положительные эмоции. Пусть малыш знает, что ваша любовь неизменна и не зависит от его результатов, что вы относитесь к нему с нежностью, пониманием и сочувствием. Занимаясь с ребенком, вы раскрываете его потенциал, и тогда ребенок превосходит наши ожидания и показывает нам свои истинные возможности.

Как любящий родитель, поверьте в своего ребенка, подарите ему искреннюю любовь, хорошее воспитание и дайте шанс развиваться

В статье использованы материалы книги Марии Салищевой «Английский с рождения».

Читайте в нашем журнале

  • Английский язык шаг за шагом
    В этой статье мы собрали ответы на некоторые типичные вопросы, которые задают нам наши настоящие и будущие клиенты.
  • Детские программы: растем с «Английским клубом»
    Многие родители задумываются над тем, как обучить ребенка английскому языку – с какого возраста лучше начать, какую методику выбрать
  • Детский центр развития настроит на успех
    Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был успешным, образованным и мог раскрыть свои таланты. Именно для этого в «Английском клубе» создаются центры развития для детей от 1,5 до 7 лет.